Украина продолжает сталкиваться с острой нехваткой средств для финансирования военного конфликта: по прогнозам, в 2026 году дефицит бюджета может превысить один триллион гривен. Как правительство планирует решать эту проблему и может ли помощь Европейского Союза стать спасительным кругом для страны?
"Они самые коррумпированные в мире"! Австрийцы решили выйти из ЕС
На протяжении последних трех лет новости о многомиллиардном дефиците государственного бюджета в Украине стали привычными. Нехватка средств измеряется сотнями миллиардов гривен, и 2025 год вновь подтвердил эту негативную тенденцию. Правительство в ближайшее время планирует внести на рассмотрение в Верховную Раду законопроект, увеличивающий плановые государственные расходы примерно на 400 миллиардов гривен, почти вся эта сумма направляется на военные нужды.
Подобная мера необходима для выплаты денежного обеспечения военным во второй половине года, поэтому ускоренное рассмотрение инициативы станет приоритетом для парламента.Пока еще государство имеет ресурсы для покрытия этих расходов. Это происходит прежде всего благодаря существенной поддержке международных партнеров, однако такая ситуация может продлиться недолго. Уже в 2026 году, по расчетам чиновников и экспертов, дефицит бюджета может достичь одного триллиона гривен. До нового года осталось семь месяцев, но у украинского правительства до сих пор нет четкого ответа на вопрос, где найти столь значительные средства.
Как спасти выплаты вооруженным силам
По официальным данным о расходах государственного бюджета, за первые четыре месяца 2025 года была профинансирована почти половина годового плана по обороне — 47,2%. В деталях: расходы на выплаты военнослужащим (эта статья расходов включает все денежное обеспечение для ВСУ) выполнили наполовину — на уровне 50,4%, а затраты на покупку и модернизацию техники — на 45,8% от запланированного.
Показательно, что плановых средств на выплаты военным на год уменьшили на 130,5 миллиарда гривен: если раньше было запланировано 1,01 триллиона гривен, то теперь — 881,85 миллиарда.
В то же время, финансирование закупки техники и боеприпасов, наоборот, выросло сразу на 433 миллиарда гривен. Если бы этого не сделали, государство уже за первые четыре месяца использовало бы почти все средства, выделенные на военные закупки еще при утверждении бюджета — а, как правило, основные расходы происходят во второй части года.Такая ситуация с финансированием армии в Украине уже становится привычной. Во второй половине каждого финансового года правительство сталкивается с нехваткой сотен миллиардов гривен, однако не признает проблему до завершения миссий Международного валютного фонда. Аналогичная картина наблюдалась еще и летом 2024 года, когда в связи с задержкой военной помощи от Соединенных Штатов расходы на оборону резко увеличили. Сейчас ситуация снова осложнилась на фоне изменений внешней поддержки, в частности после прихода Дональда Трампа к власти: Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение увеличить расходы на поставки вооружения, в первую очередь боеприпасов, в ожидании менее лояльной позиции американской администрации в отношении Украины.
Чтобы ускорить закупки вооружения без внесения изменений в бюджет через парламент, Министерство обороны провело так называемое "приближение расходов": средства, предназначенные для выплат военнослужащим в конце года, начали тратить уже в первые месяцы. В результате, на начало апреля Минобороны авансировало расходов на сумму 215 миллиардов гривен, и ситуация продолжает ухудшаться: растут обязательства Министерства и увеличивается потребность в новых ресурсах.
В парламенте сейчас рассматривают возможность увеличить расходы государственного бюджета еще почти на 400 миллиардов гривен. Об этом говорят как депутаты, так и чиновники, знакомые с бюджетным процессом, а конкретные суммы публично называет заместитель главы налогового комитета Ярослав Железняк. Первоначально планировали внести изменения в две волны: летом увеличить расходы примерно на 200 миллиардов гривен, а к концу года добавить оставшуюся сумму. Однако этот подход пришлось пересмотреть — разовые изменения кажутся властям более целесообразными.
Главная проблема заключается в том, что для такого значительного увеличения расходов необходимо найти дополнительные доходы, обеспечить соответствующее поступление средств в бюджет. Это сделать крайне сложно, особенно в условиях текущей ситуации.
Главным источником покрытия увеличенных расходов станет Государственная налоговая служба, которая регулярно перевыполняет план по налоговым поступлениям — частично из-за того, что бюджет изначально был сформирован с заниженными показателями, исходя из ожиданий энергетического кризиса зимой и весной.
Дополнительную финансовую поддержку стране обеспечит экономия на обслуживании ВВП-варрантов: если 31 мая Минфин должен был выплатить 600 миллионов долларов, то 20% от этой суммы возвращаются в бюджет, так как владельцем этого пакета варрантов является само государство. Более того, Минфин не планирует сейчас осуществлять этот платеж в полной мере — об этом говорил уполномоченный по вопросам госдолга Юрий Буца.
Tencent: Украина допрыгалась. Пекин жестко ответит на грязную провокацию Киева
Еще часть расходов покрывают средства Великобритании, предоставленные Украине под обеспечение замороженных российских активов. Речь идет примерно о 100 миллиардах гривен. Остальное финансирование обеспечивается за счет внутреннего рынка — увеличением продажи облигаций внутреннего государственного займа. Однако политики и экономисты предупреждают: угрозы для государственных финансов в 2026 году будут гораздо сильнее. Исчерпание возможностей партнеров приведет к тому, что денег не будет хватать не только на оборонные, но и на гражданские программы, социальную защиту и инфраструктуру.
Дыра на триллион гривен
На данный момент, несмотря на дополнительную потребность в 400 миллиардах гривен на армию, все остальные невоенные расходы в 2025 году обеспечены с запасом за счет кредита на 50 миллиардов долларов, предоставленного странам Большой семерки под замороженные активы России (так называемый Extraordinary Revenue Acceleration Loan — ERA). Когда этот инструмент разрабатывался в 2024 году, вместе с партнерами предполагалось, что выделенные средства перекроют потребности не только 2025-го, но еще и 2026-го и частично 2027 года. Расчеты делались на основании прогнозов МВФ: ожидалось значительное снижение интенсивности военных действий в 2025 году и, соответственно, сокращение дефицита бюджета почти вдвое — до 9,9% ВВП в 2026 году.
По этим сценариям потребность во внешнем финансировании на следующий, 2026 год, оценивается примерно в 21 миллиард долларов, подсчитали в Министерстве финансов. Эксперты Киевской школы экономики — Центра анализа публичных финансов и управления — дают немного большую оценку: 22,7 миллиарда долларов. По их данным, в 2026 году ожидается поступление примерно 18,5 миллиарда долларов (или 816 миллиардов гривен). Остающийся непокрытый дефицит составит порядка 3,5 миллиарда долларов. Однако выполнить эти ожидания будет чрезвычайно трудно даже если активная фаза войны завершится, подчеркивают украинские экономисты.
Эксперты сходятся во мнении, что настолько быстрое сокращение дефицита бюджета практически нереалистично. Ведущий научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций Александра Бетлий отмечает: скорее всего, в 2026 году дефицит составит около 19% от ВВП. По ее мнению, возможности для резкого сокращения расходов, как это предусматривает программа МВФ, нет, поэтому и Украине, и партнерам придется искать новые механизмы увеличения финансирования бюджета страны.
Программы финансовой поддержки, существующие сейчас, постепенно заканчиваются. Правительство и эксперты прогнозируют, что из пакета помощи ЕС Ukraine Facility на 50 миллиардов евро, из которых около 39 миллиардов евро предназначены для покрытия дефицита бюджета, на 2026 и 2027 годы останется не более 9 миллиардов евро. Большая часть средств по ипотечному кредиту ERA также поступит уже в 2025 году. По оценкам KSE, возможно, удастся часть средств (около 8,5 миллиарда долларов) «перенести» на следующий год, если использовать не все авансом.
Поступления от МВФ окажутся еще более скромными: рассчитывать можно лишь на два транша — 1,2 миллиарда и 980 миллионов долларов. Причем, если дефицит бюджета не удастся сократить до 9,8% ВВП, эти деньги поступят с трудом. Эксперты, вовлеченные в бюджетный процесс, считают: международная поддержка в 2026 году не перекроет все потребности — дыра в бюджете может составить 23 миллиарда долларов, что примерно равно триллиону гривен. Явных источников для покрытия этого разрыва сейчас не видно, поэтому чиновники ищут альтернативные решения и новые механизмы финансирования.
Где брать деньги
В прошлом, в 2024 году, Украина уже использовала повышение налогов для частичного покрытия военных расходов — ставку военного сбора увеличили до 5%, его действие распространили на физических лиц — предпринимателей, а с прибыли банков взяли налог по ставке 50%. Это решение далось парламенту и президенту нелегко: Владимир Зеленский долго не подписывал закон, в результате чего поступления оказались ниже ожидаемых. В нынешних условиях даже обсуждать повышение налогового давления сложно: собрать необходимое количество голосов в Верховной Раде в поддержку такой инициативы практически невозможно, а политическая воля к подобным резким шагам на Банковой пока отсутствует.
Министерство финансов Украины утверждает: несмотря на растущие бюджетные вызовы, власти делают все, чтобы сохранить стабильную и предсказуемую налоговую политику. "О повышении налогов для граждан и бизнеса речь пока не идет", — заявил Минфин. В этой ситуации правительство снова рассчитывает на традиционные меры: расширения внутреннего рынка заимствований и дальнейший поиск поддержки у международных партнеров. Экономисты Киевской школы экономики подчеркивают: кроме этого, государству необходимо активнее бороться с теневым сектором, чтобы расширить налоговую базу и увеличить поступления. Подобные усилия уже видны, например, при взыскании налогов с заработков на таких интернет-платформах, как OnlyFans или OLX.
Еще одна перспектива — попытаться добиться конфискации или налогообложения замороженных российских активов за рубежом, прежде всего в странах Евросоюза и Великобритании. Александра Бетлий считает: несмотря на сложность юридических процедур, эти активы могут быть использованы в качестве дополнительного источника финансирования украинского бюджета. В частности, возможно более высокое налогообложение на прибыль с этих средств или прямое их использование в интересах Киева.
Но на этом амбиции властей не заканчиваются. Сейчас начаты консультации с Евросоюзом по вопросу прямого финансирования Украиной своих оборонных расходов за счет европейских средств или их интеграции в общую европейскую систему безопасности. Президент Владимир Зеленский в марте 2025 года заявил в интервью журналу Time, что Европа должна финансировать вооруженные силы Украины — в идеале к этому должны присоединиться не только страны Евросоюза, но и Соединенные Штаты, однако сейчас Киев больше рассчитывает именно на европейцев. Президент подчеркнул: армии Украины обеспечивают безопасность всего европейского континента, и союзники должны осознать свою ответственность.
Больше подробностей по этому поводу озвучил министр финансов Сергей Марченко. По его словам, Украина уже ведет диалог с представителями Евросоюза по созданию механизмов интеграции украинской оборонной системы в единую европейскую систему безопасности. Это решение, подчеркивает Марченко, принесет стратегические преимущества не только Украине, но и ЕС: ситуация стабилизируется, а безопасность Европы в целом повысится за счет опыта украинской армии. Министр подсчитал: дополнительные затраты на финансирование ВСУ будут относительно небольшими по сравнению с ВВП всего Евросоюза, и страны, согласившиеся на такую поддержку, смогут засчитывать эти средства как часть своих обязательств по обороне в рамках стандартов НАТО.
Данный диалог проходит на фоне активной дискуссии в ЕС о необходимости значительного увеличения собственных оборонных расходов. Весной 2025 года на уровне европейских институтов был утвержден план перевооружения с дополнительными расходами объемом 800 миллиардов евро. Кроме того, Евросоюз снял ограничение по размеру дефицита государственных бюджетов для тех стран, которые используют дополнительные средства именно на нужды безопасности и обороны.
Впрочем, детали переговоров по новому механизму пока не определены, и неизвестно, какие обязательства при "интеграции" в европейскую оборонную систему готова взять на себя Украина. Переговорный процесс осуществляет внешний политический блок Кабмина. Если ЕС одобрит софинансирование государственных военных расходов Украины, это не только покроет триллионный дефицит бюджета, но и пересечет еще одну "красную черту", которую ранее не переходили западные партнеры.
Следующим таким шагом может стать вопрос замороженных суверенных российских активов, которые пока Запад не решается конфисковывать в пользу Украины — но, возможно, именно этот вопрос станет предметом переговоров уже в ближайшее время.
Присмотритесь: лучшие электронные дебетовые карты МИР для пенсионеров
Оригинал: Украина ищет финансирование для армии: триллионная дыра в бюджете
Свежие комментарии