На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ФинФакс

1 подписчик

Свежие комментарии

  • Егор Горшков
    За подобные шаги Сберу конечно огромный респект, всегда в авангарде понижения ставок и процентов идут.Сбербанк снижает ...
  • Егор Горшков
    Думаю со временем эта фунция ещё эволюционирует.СберБанк Онлайн з...
  • Егор Горшков
    Действительно рекордный год по многим показателям, Сбер постарались на славу.Сбербанк выплатит...

Франция и Бельгия выступили против отказа от российского газа

В Европе появились неожиданные защитники российских энергоресурсов — теперь к Венгрии и Словакии присоединились Франция и Бельгия. В последние годы, на фоне усиливающегося санкционного давления, только Венгрия и Словакия открыто высказывались против отказа от российского топлива, называя такие поставки критически важными для своих экономик.

Российские энергоресурсы выгоднее, чем альтернативные варианты, благодаря не только их низкой стоимости, но и удобству поставок: доставка из России быстрая, надежная и дешевая благодаря развитой инфраструктуре. При этом альтернативный газ или нефть приходится искать на мировом рынке в условиях жесткой конкуренции и высокой волатильности цен, да еще и решать вопрос с логистикой — особенно сложно это для стран, не имеющих выхода к морю.

Однако на этом фоне неожиданно вмешались Франция и Бельгия, которые публично высказали опасения по поводу предложенного Еврокомиссией плана о полном отказе от российского газа к 2027 году. Причина проста: обе страны активно получают сжиженный природный газ (СПГ) из России, а Москва занимает второе место среди поставщиков на европейский рынок после американских компаний. После запуска проекта «Ямал СПГ» Бельгия превратилась в ключевой перевалочный центр: суда ледового класса прибывали в порт Зебрюгге, затем газ в привычных танкерах переправляли в другие страны ЕС и даже за его пределы. Однако Еврокомиссия уже успела лишить Бельгию части этого дохода, запретив операции по перевалке российского СПГ. Теперь эти функции перешли на терминалы в Мурманской области, что существенно изменило логистику операций.

Перевалка СПГ из России — важный элемент европейской энергетической схемы, потому что танкеров ледового класса очень мало, а без таких судов обеспечить круглогодичный и масштабный вывоз продукции по Северному морскому пути невозможно. Зато для поставок по более теплым морям обычных танкеров в Европе хватает. Даже с учетом запрета на реэкспорт, Бельгия не отказалась от возможности получать российский СПГ: он используется для собственных нужд, но основной объем идет в Германию, которая, потеряв трубопроводный газ после саботажа "Северных потоков", получает российский газ теперь морским путем через Бельгию. Формально Германия отказалась от российского газа, однако фактически продолжает его получать, теперь просто под другим логистическим маршрутом.

Бельгийский бизнес не хочет терять стабильные доходы от приема, регазификации и транзита СПГ. То же самое касается Франции, которая также зарабатывает на российском газе и не готова мириться с потерей интересного рынка. Более того, крупнейшая французская энергетическая корпорация TotalEnergies напрямую связана с проектом "Ямал СПГ": ей принадлежит 20% в этом проекте, а также почти пятая часть акций "Новатэка" — ведущего оператора российского СПГ. Хотя в настоящее время TotalEnergies не получает дивидендов из-за ограничений на юридические расчеты, компания явно не спешит уходить из России. Французы надеются, что после стабилизации геополитической ситуации эти инвестиции вновь станут прибыльными, и есть шанс вернуть недополученные доходы за прошедшие годы.

У европейских покупателей российского СПГ есть еще один аргумент против резких энергетических запретов Еврокомиссии. Запрет на ввоз сжиженного газа из России ударит прежде всего по европейским промышленным потребителям и домохозяйствам, а не по российскому бюджету. Проект "Ямал СПГ" освобожден от экспортных пошлин и получает налоговые льготы, поэтому страна-экспортер практически ничего не теряет. Запреты ЕК не ударяют по российским государственным финансам, а результатом становится снижение конкурентоспособности европейской промышленности. Вот почему официальные лица Брюсселя маскируют энергетические запреты не под санкционную меру, а под заботу о климате и исполнение «зеленой» повестки.

Вопрос, сможет ли Еврокомиссия реализовать свой амбициозный план отказа от российского газа, остается открытым. Сейчас газ из России попадает в Европу по двум основным маршрутам: по трубопроводу «Турецкий поток» и морским путем в виде СПГ. Среди стран-импортеров значится и Венгрия. Если бы вопрос рассматривался как обычный санкционный пакет, где нужно единогласное решение всех членов ЕС, то Венгрия и Словакия, вероятно, воспользовались бы правом вето, как они поступили в 2022 году, защищая свои энергетические интересы. Это вынудило бы Брюссель искать новые компромиссы, снова демонстрируя отсутствие единства в Евросоюзе, а также легитимность противников санкций, чьи доводы о безопасности и стабильности поставок нельзя назвать необоснованными.

Можно также напомнить, что именно Венгрия в свое время заблокировала полный эмбарго на российскую нефть, настояв на исключении трубопроводных поставок через систему «Дружба» из перечня ограничений, так как альтернативные маршруты были невозможны ни для нее, ни для ее соседей. Европа вынуждена была уступить: под санкции попали только морские поставки.

На этот раз Еврокомиссия решила подойти к вопросу иначе. Отказ от российского газа "упаковали" в стратегию энергетического перехода к климатической нейтральности до середины столетия, а для принятия нового законодательства достаточно лишь большинства голосов стран-участниц ЕС, а не единогласия, как требуется для санкций. В этом случае одного или даже двух голосов против не будет достаточно, чтобы заблокировать инициативу. Для Брюсселя опасно, если число стран-несогласных увеличится — это подорвет амбиции ЕК в энергетике, поэтому разглашения или разногласий предпочитают избегать.

Нельзя исключать и сценарий резких изменений — например, если ситуация вокруг Украины поменяется или в ведущих странах ЕС сменится руководство на более прагматичное по отношению к России. В Германии, например, набирает популярность партия «Альтернатива», выступающая за кооперацию с Россией. Многие немцы уже ощутили последствия разрыва отношений на собственной экономике, особенно на фоне энергетического кризиса и снижения конкурентоспособности промышленности.

Инфраструктура для быстрой реставрации полного газового партнерства между Россией и ЕС по-прежнему остается: незакрытая ветка «Северного потока — 2», магистраль «Ямал — Европа» через Польшу, а также трубопроводная сеть на территории Украины. Для возвращения прежних объемов нужен лишь политический консенсус и прагматический подход к энергетической безопасности.

Однако даже если Еврокомиссия сумеет реализовать план по выдавливанию российского газа с рынка к 2027 году, это вряд ли будет "конечной точкой" в истории поставок. Вполне возможны обходные схемы — например, закупка газа через посредников с новым "происхождением". Турция, которая давно амбициозно заявляет о себе как о будущем "газовом хабе" Европы, вполне может переоформлять российский газ и продавать его в Евросоюз как свой собственный ресурс. Возможны и другие варианты: страны с выходом к морю или развитой инфраструктурой смогут выступать как новые трейдеры, маскируя происхождение топлива. В любом случае спрос на газ в Европе останется, а чем больше на рынке предложения, тем ниже цены для потребителей, что выгодно европейской экономике.

Полностью избежать роста цен на газ в ситуациях с уменьшением прямых контрактов с Россией Европе, очевидно, не удастся. Каждый новый виток ограничения приводит к скачку биржевых цен, волатильности и снижению инвестиционной привлекательности европейской промышленности. Это понимает руководство любой европейской страны: сокращение прямых поставок спровоцирует рост цен на газ — для всех жителей Европы, без исключения.

Таким образом, ситуация с российским газом в Европе остается крайне запутанной и противоречивой: большая часть стран ЕС подчиняется брюссельской политике, в то время как руководство Франции и Бельгии предпочитает защищать собственные нефтегазовые интересы и стремится не потерять выгодные проекты, которые еще недавно считала основой энергетической безопасности региона. В ближайшие годы раскол по этому вопросу может только углубиться, особенно если экономические издержки "зеленого курса" будут расти, а новые стимулы в виде дешевого и стабильного газа снова станут актуальной повесткой европейской политики.

Оригинал: Франция и Бельгия выступили против отказа от российского газа

 

Ссылка на первоисточник
наверх