МОСКВА, 25 июня — Надежда Сарапина.
В ночь на 22-е Соединенные Штаты нанесли удары по трем атомным объектам Ирана — в Натанзе, Фордо и Исфахане. Сразу после этого Дональд Трамп объявил, что ядерная программа Тегерана уничтожена и «война окончена». Тегеран, однако, возразил: по словам главы МИД Аббаса Аракчи, дипломатия в подобных условиях не работает, и страна «примет все меры для собственной защиты».
Парламент даже предложил перекрыть Ормузский пролив, через который проходит около 20 % мировых поставок нефти и СПГ.Фондовые и сырьевые площадки отреагировали мгновенно. В понедельник утром Brent впервые с января подскочила выше 80 долларов за баррель, уже к вечеру опустилась до 70, а во вторник, после сообщения Тегерана и Тель-Авива о перемирии, кратко провалилась к 67, закрывшись все же на 68. До кризиса диапазон составлял 62–65.
Геополитическая нервозность, подчеркивает гендиректор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора «НААНС-Медиа» Тамара Сафонова, закономерно повышает волатильность: пока риск эскалации никуда не делся, «черное золото» останется в восходящем тренде.
В экстремальном сценарии, оценивает руководитель топливной компании «Гэйнфул» Анастасия Бунина, котировки способны взлететь до 150–180 долларов. «Несмотря на сиюминутную прибыль экспортеров, спрос обвалится: мало кто способен покупать топливо по такой цене. Такая конфигурация невыгодна никому, а потому, даже если случится, продлится недолго», — поясняет она.
Долгосрочные последствия, предупреждает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, будут тяжелыми.
«Колебания подобного масштаба грозят мировой рецессией. Россия потеряет серьезную часть экспортной выручки, а затем, когда маятник качнется в обратную сторону, рынок захлестнет профицит дешевой нефти — в том числе иранской с невысокой себестоимостью», — говорит аналитик.Экспорт стран Персидского залива сейчас — около 13 млн баррелей в сутки. Решение ОПЕК+ прибавить добычу только нарастит потоки, подчеркивает Сафонова, а Ормузский пролив остается критическим узлом: альтернативные наземные маршруты слишком ограничены. Имеющихся ближневосточных трубопроводов явно недостаточно для полного покрытия азиатского и европейского спроса. «Возведение новых займет годы, а с учетом планов ЕС по сокращению доли ископаемого топлива выглядит сомнительным», — добавляет Юшков.
Тем не менее Анкара уже заявила о работе над обходными путями. Министр транспорта Турции Абдюлькадир Уралоглу напомнил, что через страну проходит 2,2 тыс. км «Среднего коридора» — маршрута длиной 11 тыс. км (Китай — Казахстан — Туркмения — Азербайджан — Грузия — Турция — ЕС) с пропускной способностью до 27 млн т в год, где комбинируют железнодорожные и морские перевозки, несколько участков, по его словам, уже функционируют.
Кроме того, действует 2,1 тыс. км «Путь развития» — иракский проект 2023 года, в который Стамбул инвестирует 24 млн долларов, уточнил министр в интервью турецкому изданию (https://www.hurriyet.com.tr).
Любая корректировка нынешней морской логистики, подчеркивают эксперты, неизбежно удорожит транспортировку, поэтому «ирано-израильский фактор» еще долго будет держать рынок в напряжении.
Оригинал: Ситуация на нефтяном рынке остается напряженной после атак США
Свежие комментарии